Как показывает история развития музыки: тяжелый рок (он же "металл") часто переживает тяжелые периоды. И в каждый из них, на радость фанатам Бритни Спирс, критики громогласно заявляют о исчезновении "металла" как музыкального стиля, о невозможности его возрождения.

Но после полного упадка, как правило, идет резкий подъем, когда рок - музыка возводится в ранг культовой, каждое издание стремится поместить статью о прошедшем рок - фестивале или концерте, не слушать рок становится просто не модно. Сейчас мы как раз переживаем такой период.

Сотни, тысячи людей считают себя истинными поклонниками рока, "металлистами", но единицы знают всю историю развития рока как жанра, а ведь быть поклонником - это знать все о любимом направлении музыки, любимой группе и т.д. Попробуем пролить свет на развитие рока.

Во второй половине 60-х в Великобритании легендарная группа Cream дает начало новому, до того не виданному, стилю - хард-року, который представлял собой энергичный, жесткий ритм-н-блюз, отличавшийся особым звучанием "перегруженных" электрогитар с искаженным звуком. Развитие этого направления продолжает тогда еще неизвестная группа Led Zeppelin. Отказавшись становиться клоном Cream, LZ берет на вооружение многие гармонические линии и технические приемы черного блюза, особенно в части создания напряженного, драматического звучания, что в сочетании с фольклорными мотивами делает его чрезвычайно насыщенным, плотным, физически тяжелым, с мощной ритм-секцией и вычурной, виртуозной гитарой, которая тщательно "выписывает" каждый звук. По сей день. Led Zeppelin - единственная группа, которую не с кем сравнить и ни с кем нельзя перепутать.

Но не стоить думать, что рок - музыку двигали только 2 группы. Альбом DEEP PURPLE "In Rock", появившийся на свет в 1970 году, поведал миру о том, что рок-музыка достигла совершеннолетия, добравшись до почти академических высот. На смену популярному в начале 60-х радиоформату трехминутной рок-н-рольной песенки пришли длинные композиции со сложной гармонической структурой, множеством сменяющих друг друга размеров и гитарных рифов, глубокими и серьезными текстами. Впервые все участники группы имели собственные сольные партии, позволявшие наиболее полно раскрыть перед слушателями свои музыкальные и технические возможности. . Виртуозный орган, жесткая гитара, неповторимый вокал производили на

рок-фанатов столь незабываемое впечатление, что музыку "Перплов" обозвали прогрессив-рок (progressive rock), поскольку термина "хард-рок" к тому времени еще просто не существовало! Попутно стилистическая характеристика "прогрессив" закрепилась за всеми командами, так или иначе продолжавшими дело DP в части исполнения "серьезной", мелодически и технически совершенной рок-музыки (DREAM THEATER, CRIMSON GLORY, FATES WARNING, MAJESTIC).

BLACK SABBATH. Наверное, все слышали это сочетание. Настоящий титан рок-музыки, чей вклад в дальнейшее развитие разнообразного музыкального железа практически не поддается оценке. В отличие от своих соратников BS не стали делать ставку на скорость, предельно замедлив и утяжелив исполняемый материал. Визитной карточкой группы с далекого 1969 года и по сей день, являются грубое звучание, общая мрачность музыки и текстов, пронзительный и натужный вокал, использование колдовской и мистическо-кладбищенской тематики, массивные кресты на шеях музыкантов. Cтиль BLACK SABBATH получил впоследствии наименование стоунер (stoner), созвучное "каменной тяжести" звучания и нашедшее своих последователей в лице KYUSS и CATHEDRAL.

В настоящее время хард-рок как стиль музицирования практически не встречается в чистом виде. Память о классическом звучании хранят немногие, функционирующие по сей день, хардовые супер-группы (DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, URIAH HEEP)

В начале 1980-х гг. получает широкое развитие одно из ответвлений хард-рока: хэви-метал. Он представляет собой наиболее коммерциализированное направление в роке 1980-х годов. Совокупность всей "тяжелой" музыки получила название хард-энд-хэви. По степени "тяжести" саунда, технических приемов и скорости исполнения, а также тематики текстов выделяются спид-метал, блэк-метал, трэш-метал. Наиболее коммерчески успешная форма хард-энд-хэви так называемый "мелодический", или "гармонический металл", более близкий к поп-музыке. Типичные представители - EUROPE, POISON и поздние SCORPIONS.

Как и сам хард-рок, хэви-метал стал детищем Великобритании, возникнув в качестве подсознательной реакции на засилие непрофессионального и коммерчески несостоятельного панк-рока, имевшее место во второй половине 70-х годов в Англии. Неприязненное отношение к панкам музыкантов, многие из которых начинали свою карьеру в хард-роковых коллективах, однако, не помешало им принять за основу нового стиля невероятные панковские скорости и критическое отношение к окружающей действительности. Указанные ингредиенты, перемноженные на свойственные хард-року беглость пальцев, жесткость, мелодизм и мрачный романтизм составили смесь, которая покоряла молодежь с первых аккордов. Число групп, пожелавших играть такую музыку росло столь быстро, что к концу 70-х годов весь мир заговорил о "New Wave Of British Heavy Metal" (новой волне Британского тяжелого металла), и список новых законодателей моды увеличивался день ото дня. В числе особо отличившихся стоит упомянуть SAMSON, PRAYING MANTIS (получивших в начале 90-х второе рождение и выпустивших несколько пластинок), DIAMOND HEAD (совместно с HOLOCAUST и BLITZKREIG вдохновивших своими песнями молодого теннисиста Ларса Ульриха забросить ракетку и сесть за барабаны), а также молодых монстров MOTORHEAD, JUDAS PRIEST и IRON MAIDEN. Чуть позже, а именно в начале 80-х, хэви-металлические команды начали появляться в континентальной Европе и Скандинавии, ярким примером чему может служить впечатляющее творчество датчан MERCIFUL FATE и сольные работы Кинга Даймонда (первой последовательной российской хэви-металлической работой стал альбом группы "Ария" 1985 года "Мания Величия"). После всего сказанного вряд ли стоит удивляться тому, что в течение десятилетия хэви-метал мужественно удерживал планку первенства на мировой тяжелой сцене.

Традиции хэви-метала продолжает пауэр-метал, родиной которого является Германия, а родоначальниками - HELLOWEEN, ACCEPT и BLIND GUARDIAN. В целом романтическую и сурово-мелодическую направленность своего предшественника пауэр-металла свойственны еще более высокие скорости, широкое использование клавишных и "академических" инструментов, разнообразие мужских и женских вокалов и смыкание с традициями классической или народной музыки (пример тому - творчество итальянских пауэрщиков RHAPSODY или финских "мелодик-опера-металлистов" NIGHTWISH с вокалисткой Тарьей Турунен) и движения в сторону прогрессива или фолк-металла, черпающего вдохновение в традиционной мелодике народа. Последние годы XX века принесли с собой волну европейского пауэр-металла, центры которой можно обнаружить, например, в Италии (LABYRINTH, SKYLARK), Финляндии (STRATOVARIUS, FINTROLL), Швеции (HAMMERFALL).

Трэш-метал - является ничем иным, как американским ответом англичанам. Представляет собой молотобойные и совершенно немелодичные песни с фрезерным гитарным звуком, "примоченной" бас-гитарой, лающим, рычащим или орущим вокалом, наполняя тексты социальными проблемами, описаниями убийств, ужасов войн и сатанинских ритуалов, собственными неврозами, а ненависть на весь свет.

Его становлению изрядно поспособствовало творчество американских пионеров хардкора BLACK FLAG и CIRCLE JERKS. Несмотря на то, что приоритет по части трэшевого звука принадлежит альбому METALLICA 1983 года "Kill" Em All", за пару лет вирус разложения проник во все уголки Америки и Европы, оставив потомкам прекрасные образцы жанра в лице американцев SLAYER, MEGADETH, POSESSED, M.O.D., ANTHRAX и немцев KREATOR, SODOM и DESTRUCTION. Наиболее известным выразителем трэшевых тенденций на российской тяжелой сцене последнего десятилетия, скорее всего, являлась московская "Коррозия Металла" образца начала 90-х..

Кроме этого, в качестве трэшевых суб-жанров выделяют энгри-метал (классика жанра - ансамбль Филлипа Ансельмо PANTERA, отличающийся особой агрессией в выборе тематики и подаче материала), спид-метал, исполнители которого видят свою задачу в том, чтобы догнать и перегнать скорость звука (OVERKILL), техно-метал, использующий арсенал электронной музыки в качестве элементов аранжировки (DIE KRUPPS) или ритмической основы (RAMMSTEIN).

Появление дэт-метал на мировой тяжелой сцене обозначило дальнейшее продолжение и развитие трэшевой идеи. Центрами распространения дэт-металлической заразы стали города Тампа в американском штате Флорида (MORBID ANGEL, DEATH, DEICIDE, CANNIBAL CORPSE) и Стокгольм в Швеции (HYPOCRISY, DISMEMBER), но, несмотря на наличие двух соперничающих между собой музыкальных кланов, между американскими и европейскими адептами жанра было больше сходств, чем различий.

Дэт-метал, как и все остальные экстремальные течения музыки 90-х появился в начале десятилетия как музыкальный ответ на все возрастающий экстремизм общественной жизни. Повышенная жестокость мира породила собой невероятно болезненную лирику, изобилующую подробностями садистских изнасилований, убийств, пыток, а также откровенно антихристианскими мотивами. "Чистый" вокал уступил место яростному рычанию в микрофон, искажавшему слова до такой степени, что разобрать тексты без текстовой вкладки становилось невозможным, гитары строились на полтора-два тона ниже классического строя, на конвертах пластинок рисовались картинки, которые запрещала даже либеральная скандинавская цензура! Сходными путями шло формирование еще одного весьма популярного в начале 90-х экстремального жанра - грайндкора, обязанного своим существованием деятельности американских хардкорщиков и английских панк-экстремалов типа CRASS и RUDIMENTARY PENI. Адская смесь высокоскоростных и злобных компонентов породила на свет музыкальных монстров, самыми известными из которых были CARCASS и NAPALM DEATH, прославившиеся торпедными скоростями на пределе человеческих возможностей, гулко жужжащими гитарами, психопатическими вокалами, тошнотворными обложками, а также названиями пластинок типа "Феерия паталого-анатомической некрофилии".

Во второй половине 90-х годов дэт-метал вступил в фазу эволюции, продолжающуюся по сей день, что было во многом вызвано падением интереса фэнов к его "классической" форме, проявившуюся в активном слиянии дэт-металлических конструкций с другими стилями тяжелой музыки. Это привело к появлению жанра мелодик-дэт, гораздо более успешного с коммерческой точки зрения, в котором гроулинговый вокал и своеобразные тексты сочетаются с мелодичными гитарными аранжировками (иногда - с двухгитарной обработкой в хэви-металлическом ключе, в чем были замечены, например, шведские дэтстеры IN FLAMES и DARK TRANQUILITY), а также появлению групп, играющих в пограничных стилях дэт-дум, дэт-грайнд и дэт-блэк и использующих в построении своих композиций и аранжировке элементы дэт-металла.

Основание дум-металла было заложено еще в 70-х фундаментальным творчеством BLACK SABBATH, который доказал, что медленная игра звучит нисколько не легче и не слабее "быстрого" рока Эта идея долгое обрела достойных воплотителей в лице PARADISE LOST, TIAMAT, MY DYING BRIDE, ANATHEMA и т.д.. Медленная и тяжелая "судьбоносная" музыка в должной мере отражала сумеречное состояние души своих создателей, создавая у слушателей готическое, торжественно-траурное настроение при помощи средств, несвойственных ранее тяжелой музыке - обилия клавишных партий, скрипок и флейт, акустических гитар, женских голосов и хоральных аранжировок вокала.

"Облегченная" версия дум-металла носит наименование атмосферик-дум (аналогично для блэк-металла - атмосферик-блэк) и отличается от ортодоксального дума (блэка) не столь интенсивным звучанием, выдвинутым на передний план клавишным звуком, сложной аранжировкой и красивой, иногда вполне коммерческой мелодикой.

Наиболее злостным порождением тяжелой музыки, зашедшим дальше всех в деле пропаганды собственных идей и мировоззрений является блэк-метал

Современный блэк-метал формировался на протяжении двух десятилетий - фундамент ему дало английское трио VENOM, выпустившим еще в 1982 году пластинку под названием "Black Metal". Несмотря на то, что VENOM образца 1982 года исполнял агрессивный хэви, находясь очень далеко от манеры игры современных блэкстеров, группа преуспела в формировании идеологии будущих антихристов, исполняя на концертах проникновенные гимны сатане и прочим чертям. Следующая ступень в развитии блэк-металлической идеи была связана с группами CELTIC FROST и BATHORY, экспериментировавшими с черно-мистической тематикой (перераставшей у BATHORY в откровенный сатанизм) и заоблачными скоростями. Однако если CELTIC FROST к концу своего существования эволюционировала в арт-металлическую формацию, то BATHORY на пороге 90-х вполне можно было назвать сложившейся прото-блэковой группой, сочетавшей в себе антихристианскую риторику, неразборчиво орущий вокал и суровое качество записи.

Новая волна блэка поднялась в Норвегии в лице MAYHEM, BURZUM и DARKTHRONE. Отличительной чертой стиля стала ориентация на предельно грубый и экстремальный звук. Вокал приобрел разрывающе-кричащие интонации. Картину дополняли тексты, проклинавшие христианство и воспевавшие красоту суровой северной природы, а также непременная боевая раскраска лица в черно-белые цвета и неудержимая страсть музыкантов к фотографированию на фоне древнего оружия викингов и поджогам церквей.

Необычность и экстремальность жанра вызвали к жизни массу примеров для подражания, и с середины 90-х можно говорить о начале глобальной моды на блэк. в исполнении подобной музыки отличились в основном скандинавы: стоит упомянуть впечатляющий состав SATYRICON, а также сольные работы Сатира, в числе которых прекрасные фолк-металлические проекты STORM и VONGRAVEN, "викинг-метал"-формацию ENSLAVED, талантливых IMMORTAL, а также финнов IMPALED NAZARENE. В настоящее время идет процесс выхода на мировую сцену блэк-металлических формаций из России и стран СНГ (SATARIAL, NOCTURNAL MORTEM).

Сейчас на нашей сцене преобладает нью-метал (MARYLIN MANSON, LIMP BIZKIT), являющийся предельно коммерческой музыкальной деятельностью, ориентированной на преимущественно подростковую аудиторию. Подлинные корни "нью-металла" следует искать не в металле, а в традициях американского глэма, фанка и хип-хопа. В свою очередь нью-метал делится на несколько жанров. Это рэпкор культивирующий смешение ритмики агрессивного фанка и хардкора со свойственными рэп-культуре техническим арсеналом и речитативными вокальными партиями (LINKIN PARK, CRAZY TOWN), фанк-кор отличающийся сильным креном в сторону прогрессивной фанк-музыки, классического рока и менее агрессивной подачей материала (INCUBUS, PAPA ROACH), а также так называемый "new school punk", представляющий собой вариации на тему поп-панка, усердно культивируемого звукозаписывающими компаниями типа Epitaph и группами типа GREEN DAY, OFFSPRING и BLINK 182.

Такова история той рок-музыки, которую сейчас слушаем мы. Как видите, с каждым годом рок все больше принимает коммерческий характер. Все больше упор делается не на качество музыки, а на выкачивание денег из поклонников. Здесь все понятно, каждый стремится зарабатывать больше - только вот есть ли с такой постановкой вопроса будущее у рока?